НАДЕЖНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

Железнодорожный путь представляет собой сложную конструкцию, состоящую из разнородных материалов, работающую в условиях динамического взаимодействия с подвижным составом в различных природных и климатических условиях. В процессе эксплуатации под влиянием силовых воздействий подвижного состава, изменения температуры, влажности и т. п. происходит изнашивание, старение, накапливаются остаточные деформации. В результате этого появляются повреждения, дефекты, отказы, которые, несмотря на достаточные запасы прочности, могут приводить к необходимости снижения скоростей движения или полному прекращению движе ния поездов на период приведения пути в работоспособное состояние.

В частности, в рельсах и подкладках появляются пластические деформации, усталостные повреждения, происходит износ, зашивают деревянные шпалы, образуются трещины, сколы, обнажается арматура в железобетонных шпалах, балластный слой загрязняется и теряет дренирующие свойства, в резиновых и пластмассовых деталях происходит старение материалов, резьбовые соединения подвергаются коррозии, опасные дефекты появляются в стрелочных переводах, под влиянием природных факторов теряют несущие способности грунты земляного полотна.

Путь может перейти в предельное состояние, оставаясь работоспособным, если его дальнейшее применение недопустимо по требованиям безопасности и экономичности. Для этого устанавливают назначенный ресурс. Может иметь место деградационный отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии, усталости.

Ремонтопригодность заключается в приспособленности ж.-д. пути и его элементов к проведению работ по обслуживанию и ремонту. Система технического обслуживания и ремонта пути включает проведение капитального, среднего, подъемочного ремонтов и текущее содержание. Капитальный ремонт пути предусматривает полное восстановление ресурса со сплошной заменой рельсов, шпал, очистку балластного слоя, исправление плана и профиля пути. Средний ремонт предусматривает частичное восстановление ресурса в части, зависящей от балластного слоя. Подъемочный ремонт предусматривает основную работу - очистку или замену балластного слоя; его производят для сплошной выправки пути в плане и профиле для восстановления работоспособного состояния. Текущее содержание, или планово-предупредительные работы, выполняют в межремонтный период в целях предупреждения и ликвидации отказов отдельных элементов пути.