ны. Участок Могилёв-Осиповичи широтной линии Рославль- Кричев-Могилёв-Осипови-чи вступил в строй в 1930 г., остальная часть линии - в 1932 г., в результате чего в республике образовались еще три крупных ж.-д. узла: Осиповичский, Могилёвский и Кричев-ский. В 1930 г. завершилось строительство участка Новобелица-Чернигов, в 1931 г. -Ратмировичи-Старушки.

С 1928 по 1936 гг. была введена селекторно-диспетчерская линейно-путевая связь; с 1937 г. началось внедрение механической централизации стрелок и сигналов. Широкое развитие получило стахановско-кривоносов-ское движение и лунинский метод ухода за паровозами, новаторские методы формирования поездов и др.

В 1936 г. Московско-Белорусско-Балтийская железная дорога, образованная путем объединения ряда участков на территории Белоруссии и Минского узла в 1922-1927 гг., была реорганизована. Ж.-д. сеть Белоруссии была включена в состав Западной и Бело русской железных дорог. После воссоединения Белоруссии в 1939 г. были созданы Брест-Литовская и Белостокская железные дороги, дальнейшая реорганизация которых продолжилась в 1941-1957 гг., когда формирование ж.-д. сети закончилось объединением всех линий в Белорусскую железную до-рогу.

В годы Великой Отечественной войны почти полностью были выведены из строя крупные узлы: Минск, Барановичи, Гомель, Ор-ша, Витебск, Полоцк и др., уничтожено более 4 тыс. км путей, разрушено и вывезено

3,5 тыс. стрелочных переводов. С первых дней войны работники дороги обеспечивали перевозки боеприпасов, вооружения, продовольствия, эвакуацию населения и оборудования более 100 крупнейших предприятий. В этот период применялся метод ступенчатой маршрутизации. В ходе наступления в 1944 г. по линии Смоленск-Орша-Минск-Молодеч-но за 1,5 месяца проследовало свыше 45 тыс. вагонов с воинским снаряжением и продо вольствием. Железнодорожники активно участвовали в партизанском движении.