Основу внутренних расчетов ж.д. составляет система зачетов, предусматривающая предъявление требования платежа непосредственно к плательщику, минуя учреждение банка. Плательщик из предъявленной ему суммы засчитывает платежи, обращенные с его стороны к получателю, а на разницу дает поручение банку на перечисление средств. Это сокращает время расчетов, потребность в средствах на покрытие долгов, дебиторскую задолженность и кредиторскую задолженность. Объектами внутренних расчетов являются доходные поступления, доходы от перевозок ж. д. и ее структурных подразделений, централизованно приобретаемые материалы верхнего строения пути и топливо, амортизационные отчисления и др. Документально внутренние расчеты оформляются извещениями (авизо), суммы которых отражаются в бухгалтерском учете участников расчетов на специальных бухгалтерских счетах, обеспечивая их исключение при составлении сводного баланса.

А. П. Красов.

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - система показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности железных дорог и их предприятий за отчетный период. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности предприятия и для экономического анализа работы самого предприятия. Они необходимы также для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и являются исходной базой для последующего планирования. Предприятия ж.-д. транспорта представляют в обязательном порядке квартальную (промежуточную) и годовую отчетность. МПС, осуществляющее регулирование бухгалтерского учета в отрасли, утверждает в пределах своей компетенции формы отчетности, а также методические документы по бухгалтерскому учету, не противоречащие нормативным актам Минфина РФ. С внедрением рыночных отношений и реформированием управления ж.-д. транспортом возрастает интерес к отчетной информации со стороны внешних пользователей, круг которых существенно расширяется. Имущественное и финансовое положение железных дорог и их предприятий становится объектом изучения не только налоговых органов и кредитующих банков, но и поставщиков материальных ресурсов, топлива и новой техники. Различают общегосударственную и отраслевую финансовую отчетность. Субъ ектами этих видов отчетности являются железные дороги, их отделения и структурные подразделения. Отраслевая отчетность, в отличие от общегосударственной, представляется только в вышестоящую организацию и содержит специфические для данного предприятия показатели. На железных дорогах, где линейные предприятия, а иногда и отделения не имеют статуса юридического лица и расчетного счета в банке, составляют всю установленную отчетность, но представляют ее только юридическому лицу, структурной частью которого они являются, т. е. соответственно отделению или управлению дороги. Отчетность подразделяется на внешнюю и внутрипроизводственную. Набор показателей и построение внешней отчетности общего пользования регламентируются государством, а внутрипроизводственной - определяются самостоятельно соответствующими предприятиями. В зависимости от источников информации отчетность бывает первичной и сводной: первичную составляют предприятия по данным текущего бухгалтерского учета, сводную - вышестоящие органы путем обобщения (сводки) данных отчетности предприятий нижестоящего уровня управления. При наличии на ж.-д. транспорте многозвенной системы управления применяется сводная отчетность нескольких уровней - отделение дороги, железная дорога, МПС. Сводная отчетность составляется на основании только первичной отчетности или в ней обобщаются данные первичной отчетности одних и сводной - других предприятий. От сводной финансовой отчетности следует отличать консолидированную отчетность: в сводной объединяются данные предприятий одного вида деятельности, например основной деятельности ж.д. или организаций промышленности, а в консолидированной - показатели, полученные посредством обобщения отчетных данных организаций, представляющих разные виды основной деятельности (промышленности, сельского хозяйства, строительства, банков И Т. П.). В.Ф. Данилин.