Грузооборот (2000 г.) составил 3,5 млрд. т-км, годовые перевозки грузов - более 10 млн. т; пассажирооборот - 36 млн. пасс.-км. Средний вес грузового поезда 2000 т. Установленная скорость движения грузовых поездов 80 км/ч, пассажирских - 100 км/ч. Техническое оснащение дороги позволяет пропускать до 35 млн. т грузов в год по каждому направлению.

Дорога является соединительной транспортной артерией между Черным и Каспийским морями, одной из значительных частей Евроазиатского транспортного коридора, кратчайшим путем соединяет Европу с Центральной Азией, северные регионы с южными. С древнейших времен дорога является важ

нейшим участком «шелкового пути». Идея создания соединительной линии между Черным и Каспийским морями зародилась в 30-х гг.

19 в. Из портов Батуми и Поти вывозились шерсть, хлопок, древесина, грецкий орех, вина, марганцевая руда, а позже каспийская нефть и другие грузы. Старейшая в Закавказье ж.-д. линия Поти-Тифлис (Тбилиси) эксплуатируется с 1872 г., позже построены ответвления Риони-Кутаиси (1877 г.), Кута-иси-Ткибули (1887 г.), Зестафони-Чиатура (1895 г.). В 1883 г. вступили в эксплуатацию участки Тбилиси-Баку и Самтредиа-Батуми, а в 1899 г. Тбилиси-Ахурян-Карс. Железнодорожная ветка Хашури-Боржоми построена в 1894 г.; в 1902 г. была проведена узкоколейная ж.-д. линия Боржоми-Бакуриа-ни, которая служит и в 21 в. любителям лыжного спорта и туристам горного курорта. В 1915 г. сдан в эксплуатацию участок Тби-лиси-Телави с веткой от Гурджаани до Цно-рис-Цкали. К 20-40-м гг. 20 в. относится строительство линий Натанеби-Озургети (1924 г.), Сенаки (Цхакая)-Ингири-Цхинва-ли (1940 г.), Сухуми-Адлер (1949 г.).

Грузинская железная дорога проведена в основном в местах со сложным рельефом. Резкими перепадами высот отличаются участки: Марабда-Ахалкалак (37%), Кутаиси-Ткибу-ли (43%), Сурамский перевал (29%). Более 50% затрат дороги приходится на обслуживание искусственных сооружений. В связи со сложным рельефом местности построено более