Ремонтные заводы МПС - экономически самостоятельные промышленные предприятия ж.-д. транспорта, состоящие на самостоятельном балансе и имеющие собственную производственную программу, действующие на правах полного хозяйственного ведения и распоряжающиеся основными и оборотными фондами, а также другими видами имущества и ценностями. Они образуют ремонтное производство (РП) МПС, включают в себя акционерные общества (АО), производственные объединения (ПО), а также ассоциации (АС). На ремонтные заводы приходится наибольшая доля в производстве промышленной продукции (около 75%).

Ремонтное производство - сложная многопрофильная система, в которой в соответствии с технологической и предметной специализациями выделяются заводы по ремонту подвижного состава, электромеханические ( «Транссигналсвязь» ), механические и литей-но-механические заводы, стрелочные, по ремонту и выпуску запасных частей, заводы по ремонту путевых машин (ГУП «Ремпуть-маш>>), заводы по изготовлению железобетонных шпал и др. Кроме того, в подчинении департаментов МПС функционируют Кусковский завод консистентных смазок, Московский энергомеханический и Грязи-Орловский мотовозоремонтный заводы.

По видам ремонтируемого подвижного состава ремонтные предприятия разделяются на заводы: тепловозоремонтные (ТРЗ), электровозоремонтные (ЭРЗ), электровагоноремонт-ные (ЭВРЗ), по ремонту дизель-поездов, грузовых и пассажирских вагонов (ВРЗ) и др. На этих заводах выполняются следующие виды (объемы) ремонта: для локомотивов и электроподвижного состава - капитальный с продолжением срока службы (КРП), капитальный (КР-1, КР-2); для вагонов грузовых и пассажирских - капитальный (КР), капитально-восстановительный (КВР). Л. П. Левицкая.