Четвертая подсистема показателей, в отличие от первых трех, носит особый характер сложного качества транспортного производства, в которой эксплуатационная протяженность сети путей сообщения и выполняемые на ней объемы перевозок грузов и пассажиров, грузооборота и пассажирооборота, а также тарифные платы (доходы), эксплуатационные расходы (издержки) и прибыль соизмеряются с площадью территории страны или ее регионов, объемом производства промышленной и с.-х. продукции и численностью населения. м. Ф, Трихунков.

КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств транспортной услуги, составляющих ее качество в соответствии с установленными требованиями и нормами. При грузовых перевозках к показателям качества транспортного обслуживания пользователей относятся скорость доставки груза или срок доставки груза, сохранность грузов, полнота и равномерность (ритмичность) перевозок, комплексность обслуживания (доставка «от двери до двери»), безопасность и экологичность перевозок. Показателями качества транспортного обслуживания пассажиров являются: своевременность перевозок, комфортность поездки, безопасность перемещения, удобство расписания дви жения транспортных средств, информированность пассажиров, пассажирский сервис в пунктах отправления, пересадок и прибытия пассажиров. Важным качественным показателем является транспортная доступность для пользователей транспортом.

КАЧЕСТВО ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ железнодорожного транспорта определяется качеством поездной и станционной работы, использования и ремонта технических средств (подвижного состава и постоянных устройств). Качество поездной работы характеризуется показателями использования вагонов и локомотивов, к которым относятся: уровни статической и динамической нагрузок грузового вагона, населенность пассажирского вагона, среднесуточный пробег вагона (локомотива), коэффициент порожнего пробега. Качество станционной работы оценивается совокупностью показателей качества технической и грузовой работы на станциях. К ним относятся уровни выполнения норм и планов по приему, отправлению и переработке поездов, организации погрузки, выгрузки, сортировки, размеры приема, выдачи грузов, подачи, уборки вагонов, коэффициенты местной и маневровой работы. Общими для всех предприятий ж.-д. транспорта показателями каче ства работы являются отсутствие брака, аварий и крушений, точное и в установленные сроки выполнение технических условий, правил и норм технологических процессов, графиков и расписаний движения, уровень производительности и охраны труда. Интегральным показателем качества эксплуатационной работы ж. д. является обеспечение эффективного использования пропускной и провозной способности на единицу затрат при высоком качестве перевозок.