Важнейшим средством улучшения позиций ж.д. является сотрудничество как с другими видами транспорта, так и с промышленными предприятиями - кооперация и концентрация. В рамках кооперации предприятия сотрудничают на основе договора, оставаясь экономически независимыми. При концентрации предприятия объединяются для совместного выполнения общих производственных задач, теряя свою экономическую независимость. В результате возникает новое предприятие либо несколько предприятий растворяются в ведущем.

Организация маркетинговых и рекламных приемов. Транспортное предприятие должно довести до сведения клиентов преимущества перевозок именно данным видом транспорта. К основным факторам, воздействующим на отношение потребителей к транспортной продукции, относят: коммерческие условия (возможности дороги строить отношения с грузовладельцами на договорной основе с учетом гибкого тарифного регулирования); организацию технического обслуживания перевозок (ж. д. должна гарантировать доставку грузов в сохранности и точно в срок, безопасность движения, комфорт); представление о ж. д. со стороны грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, ее авторитет, информированность потенциальных клиентов о сумме скидок-надбавок, видах оказываемых услуг, сервисе. Необходимо также стимулировать реализацию транспортной продукции, для чего используется широкий спектр маркетинговых приемов.

Получение прибыли и экономические риски. Прибыль является целью всей произ-водственно-финансовой деятельности транспортной организации. При этом особенно важно, что прибыль наряду с амортизационным фондом служит источником финансирования инвестиций, без которых развитие ни ж.д., ни отрасли в целом невозможно. Неотъемлемый элемент рыночного механизма, где ничто не может быть запланировано с абсолютной точностью,- экономические риски. Для самой же железной дороги выбор объема и характера принимаемых на себя рисков - важный элемент общей стратегии, отличающий ее поведение на рынке услуг от поведения других видов транспорта.