Монополистическая конкуренция наиболее распространена на мировых рынках, в т. ч. транспортных. Она предполагает наличие большого числа крупных корпораций, компаний и фирм (например, в автомобильной, авиационной промышленности). Такие компании активно конкурируют друг с другом, имея различную структуру маркетинга. Конкуренция осуществляется путем повышения экономичности транспортных средств, их надежности, производительности, экологичности и т.д.

Чистая монополия - ситуация, когда на рынке действует один продавец товара или услуги, конкуренцию в этом случае называют несовершенной. Однако в ряде случаев существует естественная монополия, к которой относятся, например железнодорожный и трубопроводный транспорт. На основе действующего в стране законодательства и активного государственного регулирования естественные монополии могут быть выгодны государству из-за относительно низкой себестоимости перевозок, возможности регулирования транспортных тарифов и действия эффекта масштаба производства.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ - способность выдержать конкуренцию товаров - заменителей работ и услуг - с точки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию транспортной продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия. Поэтому важно соотнести фактические характеристики качества конкретной перевозки с теми же характеристиками аналогичных перевозок, выполняемых конкурентами. Базой для сравнения может быть мировой стандарт, лучший отечественный или другой сертифицированный образец.

Различают конкурентоспособность организации (транспортного предприятия) и конкурентоспособность товара (работы, услуги).