Конкурентоспособность организации - ее способность производить и реализовывать товары определенного качества и объема, что позволяет выиграть соперничество с конкурентами на рынке за получение максимальной прибыли или прирост капитала (активов) (см. Конкурентоспособность транспортного предприятия).

Конкурентоспособность товара (услуги) - степень привлекательности наиболее существенных для клиента свойств товара (услуги) в определенный период времени на конкурентном рынке, позволяющих реализовать товар (услугу) и удовлетворить платежеспособный спрос потребителей.

Конкурентоспособность товара (комплекса транспортных услуг) может быть ценовой и неценовой. Т. к. сама ценовая конкуренция определяется размером затрат на производство и обращение товара, конкурентоспособность зависит от тарифной и инвестиционной политики, а также от способности производителя своевременно и в нужном объеме востребовать инновации в области техники, технологии и менеджмента.

На неценовую конкурентоспособность транспортной продукции непосредственно влияют три группы параметров: спроса, предложения и взаимодействия.

Параметры спроса отображают индивидуальные запросы клиентуры, зависят от размещения и объемов производства предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства в районе тяготения ж. д. Эти параметры формируют платежеспособный спрос на перевозки грузов.

Аналогично, но с учетом социальных факторов, определяется и спрос на перевозки пассажиров.

Параметры предложения имеют более сложную структуру и определяются показателями: транспортной обеспеченности региона, качества работы, качества транспортной услуги.