Структурный анализ позволяет выявить уровень монополизации отрасли и ее отдельных предприятий, оценить экономичность крупномасштабного производства. Здесь ведущая роль принадлежит факторам, определяющим конкурентоспособность (тенденции развития экономики страны в целом и транс портного рынка, в частности, возможные колебания его конъюнктуры и т.д.).

Коммерческая деятельность

Коммерческая деятельность на ж.-д. транспорте представляет собой систему целенаправленных мероприятий, процедур и видов работ по обеспечению рентабельности функционирования объекта. Изначально, с момента проектирования, ж. д. России предусматривали получение прибыли от выполнения основного вида деятельности - перевозок, поэтому на ж.-д. транспорте выделилось особое направление работы - коммерческая работа, или коммерческая эксплуатация, т. е. тарификация груза, оформление договора перевозки с клиентом, получение провозных плат и др. Соответственно возникла потребность в специ алистах, знающих специфику работы ж.-д. транспорта и умеющих получать прибыль от этой работы, - коммерсантах. Коммерческая деятельность понимается на ж.-д. транспорте в значении - вспомогательная деятельность ж.-д. подразделений, направленная на получение дополнительной прибыли с целью выживания в трудных экономических условиях (см. Диверсификация на транспорте). Такое исторически сложившееся толкование понятий отразилось в Номенклатуре расходов основной деятельности железных дорог.

АКЦИОНИРОВАНИЕ - реформирование отношений собственности путем организации акционерных обществ (АО). Правовое положение АО, а также права и обязанности акционеров определяются ГК РФ (ст. 96-104) и Федеральным законом «Об акционерных обществах». На ж.-д. транспорте первое АО появилось 21 марта 1836 г. («Положение об учреждении общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска»). Впоследствии все АО на железных дорогах России подразделялись на три группы: занимающиеся только постройкой ж.д., только ее последующей эксплуатацией и совмещающие оба вида деятельности. Бум акционирования в России, названный впоследствии «концессионной горячкой», пришелся на период 1860-1870 гг. В это время на сети ж.д. насчитывалось 53 АО, а 65% акционерного капитала в стране приходилось на долю ж.-д. транспорта. К 1881 г. из 21543 верст ж. д. в государственной собственности находилось 62 версты, а остальные принадлежали 47 частным дорогам. В этот период государство для стимулирования привлечения частных средств в отрасль выплачивало акционерам гарантированный процент на вложенный капитал. К концу века, когда ж.-д. сеть была в целом сформирована, частные ж. д. начали выкупаться казной. К 1913 г. из 34 дорог России 21 была казенной. С 1918 г. частные ж. д. национализировались.