Основную работу по реализации стратегии маркетинга на ж.-д. транспорте в части грузовых перевозок выполняет отраслевая Система фирменного транспортного обслуживания. Создаются структуры маркетинга по пассажирским перевозкам и другим видам деятельности Ж.-Д. транспорта. В. Г. Галабурда.

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА представляет собой совокупность маркетинговых мероприятий, разрабатываемых транспортными предприятиями в целях наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей и привлечения дополнительных объемов перевозок. Этот комплекс включает в себя: подробное описание отличительных характеристик новых видов услуг по объему и качеству, каналов транспортного обслуживания, условий перевозок; методы стимулирования сбыта и организации рекламы; размеры и условия оплаты перевозки и использование тарифных скидок. Транспортные предприятия, ориентированные на целевой маркетинг, предлагают различным целевым сегментам транспортного рынка различные комплексы, наиболее соответствующие их основным требованиям (см. Сегментация транспортного рынка).

МАРКЕТИНГОВОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО РЫНКА - изучение конъюнктуры транспортного рынка и возможностей транспортных предприятий по организации транспортных услуг. Конечной целью обследования является изучение экономики района тяготения ж.д., определение поля конкуренции и возможных объемов и качества работ и услуг, которые транспортные предприятия смогут произвести и реализовать, получая достаточную прибыль. Маркетинговое обследование проводится с помощью опросных анкет, изучения статистических и прогнозных материалов и включает в себя также изучение мотивации пользования ж.-д. транспортом, определение емкости транспортного рынка, спроса на транспортные услуги и их предложения, требований к качеству транспортного обслуживания и тарифной политике ж. д. Такие обследования обычно проводят не реже 1 раза в три-пять лет. Они могут быть полными, выборочными, сетевыми, дорожными, по родам грузов и видам перевозок. Результаты обследования являются основой для разработки комплекса (плана) маркетинга. Е. А. Иванова.