СРЕДА МАРКЕТИНГА - совокупность факторов и организаций, влияющих на принятие решений в процессе маркетинговой и производственной деятельности транспортных предприятий. Ее делят на микро- и макросреду. Микросреда маркетинга - факторы и структуры, относящиеся к самому транспорту, организации и лицу, непосредственно взаимодействующие с транспортом и определяющие его возможности по удовлетворению спроса на перевозки. К микросреде относятся технические и технологические службы, обеспечивающие перевозочный процесс, грузовладельцы, пассажиры, экспедиторские организации и вагонные операторские компании, конкуренты, поставщики, контактные аудитории, региональные администрации, средства массовой информации (СМИ), банковские, страховые, таможенные и другие учреждения и организации.

Макросреда маркетинга - факторы и организации, действующие за пределами транспорта, но оказывающие влияние на его функционирование. К макросреде относятся политико-правовые и правительственные решения, социально-экономические, демографические, географические, природные, научно-технические и другие факторы.

КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА отражают историческую эволюцию развития маркетинга в странах с рыночной экономикой. Различают маркетинг, ориентированный на продукт -маркетинг продавца, на потребителя -маркетинг покупателя и интегрированный маркетинг, учитывающий взаимные интересы продавца и покупателя. Получает развитие интегрированный маркетинг.

Выделяются пять основных концепций маркетинговой деятельности:

• концепция совершенствования производства;

• концепция совершенствования продукта (услуг);

• концепция совершенствования коммерческих усилий;