• концепция «чистого» маркетинга;

• концепция социально-этического маркетинга.

Очевидно, что на транспорте находят применение все перечисленные концепции, хотя и с разной полнотой реализации. На ж.-д. транспорте России реализация концепций маркетинга пока находится в начальной стадии развития, однако с учетом особой значимости железных дорог для страны наиболее приемлемой является концепция интегрированного социально-этического маркетинга.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -системный сбор, упорядочение и анализ данных о проблемах транспортных организаций, связанных с их перевозочной деятельностью, и разработка рекомендаций по разрешению этих проблем.

Процесс этих исследований включает в себя выявление проблемы, цели, отбор источников информации и выбор методов исследования, сбор, обработку и анализ информации, обобщение материалов, подготовку выводов и рекомендаций, представление (презентацию) результатов. Крайне важно правильно определить проблему маркетинговых исследований. Снижение объемов перевозок -это еще не проблема, а лишь следствие пока не выявленной проблемы. Она может состоять в снижении платежеспособности пользователей, появлении новых мощных конкурентов, изменении рынков сбыта и транспортных связей, снижении конкурентоспособности вида транспорта и т.п. Цели маркетинговых исследований должны предусматривать детальное изучение проблем, возможное измерение и оценку маркетинговой ситуации и положения организации на рынке и разработку путей расширения объемов продаж транспортных услуг и повышения эффективности работы ж.-д. транспорта.

При отборе источников информации необходимо различать первичную и вторичную информацию, степень достоверности и надежности данных. Первичная информация - данные, собранные специально для решения проблем и задач исследований, а вторичная - данные, полученные для других целей (статистическая отчетность, отраслевые и периодические публикации, журналы, справочники, материалы конференций и тематических обзоров и т.п.). В зависимости от имеющихся ресурсов (информации, времени, финансов) используют следующие методы: кабинетные (на основе преимущественно вторичной информации и «паспортов» пользователей) и полевые (с помощью опросов, экспериментов и наблюдений).