Железная дорога обслуживается тепловозной и электровозной тягой. Протяженность линий электроснабжения - 191717 км, эксплуатационная длина электрифицированных участков - 3663,9 км (развернутая длина 9836 км); работают 22 дистанции электроснабжения. Инвентарное наличие локомотивов составляет 2160 ед., в т.ч. 628 электровозов, 1446 тепловозов, 87 паровозов. Инвентарное наличие грузовых вагонов - 86 472 ед., в т.ч. крытых 14 486, платформ - 11 699, полувагонов - 31555, цистерн - 10 683, прочих - 16 395, рефрижераторов - 1654; контейнеров 39 327, в т.ч. среднетоннажных -31 063, крупнотоннажных 8264. Инвентарное наличие пассажирских вагонов - 2087 единиц.

Приоритетные направления деятельности дороги (до 2030 г.): развитие проходящих по территории страны транзитных коридоров (Северного и Центрального коридоров Трансазиатской железнодорожной магистрали), организация скоростного движения на участке Астана-Алматы, совершенствование информационной системы, строительство новых ж.-д. линий, развитие собственной ремонтнопроизводственной базы, обновление технических средств. Грузооборот (01.01.2000 г.) в приведенной продукции составил 100 559 млн. приведенных т-км, пассажирооборот - 8858 млн. пасс.-км, грузооборот тарифный - 91 700 млн. т-км, средняя скорость движения поездов 41,91 км/ч (участковая), 46,36 км/ч (техническая).

Первая магистральная железная дорога на территории Казахстана построена в 1894 г,-после завершения строительства линии Сло-бода-Уральск длиной 369 верст (422 км),

пассажирское и товарное движение было открыто 25 окт. 1894 г. Строились паровозные депо в Уральске (1894 г.), Актюбинске (1903 г.), Туркестане (1903 г.), Кзыл-Орде (1904 г.). В 1901-1906 гг. построена линия Оренбург-Ташкент (движение - с апреля 1906 г.), большая часть которой проложена по территории Казахстана, соединившей Среднюю Азию с Центральной Россией. В 1912- 1913 гг. в целях развития экономики Южной Сибири от Транссибирской магистрали проложены тупиковые линии: Челябинск-Золо-тая Сопка-Кустанай и др. В 1912-1915 гг. построена Алтайская железная дорога как часть Туркестанской протяженностью от Семипалатинска до Новониколаевска 655 км, из них по территории Казахстана - 112 км. Несмотря на слабую техническую вооруженность, она оказывала существенное влияние на подъем экономики Казахстана, который стал активно включаться в общероссийский рынок, поставляя скот, рыбную продукцию, уголь, руду, полиметаллы, а взамен получая промышленные товары. На территории Казахстана до 1918 г. эксплуатировались следующие магистрали (длина в км): Турксибская -190, Средне-Азиатская - 1660, Рязано-Уральская - 207, Южно-Уральская - 209, Алтайская - 112, Семиреченская - 80, Экибастуз-ская (узкоколейка) - 117, общей протяженностью 2575 км.