В. Г. Галабурда, П. В. Куренное.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ - чувствительность изменения спроса от изменения каких-либо факторов, способность его увеличиваться (снижаться) при изменении определяющего фактора, например, при снижении (увеличении) тарифа или цены, уровня дохода, качества и др. Численно эластичность спроса характеризуется коэффициентом ценовой эластичности - процентным соотношением приращения объема спроса и вызывающего его приращения тарифа. Если этот коэффициент по модулю больше 1, спрос называют эластичным, если меньше - неэластичным. При эластичном спросе незначительное снижение тарифа приводит к заметному росту погрузки, грузооборота, пассажирооборота или других показателей, характеризующих сбыт транспортных услуг. Эластичность спроса на транспортные услуги изучают раздельно для пассажирских и грузовых перевозок. Имеет смысл обсуждать значение коэффициента эластичности для отдельного рода груза на выбранном направлении, в пассажирских перевозках - для вагонов отдельных типов и в зависимости от рода поездки на выбранном направлении. Для большинства родов грузов на большинстве ж.-д. направлений этот коэффициент меньше 1. Для пассажирских перевозок он близок к 1; для вагонов некоторых типов (например, плацкартных, межобластных) и ряда поездок (в период школьных и студенческих каникул, отпусков) этот коэффициент превышает 1.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ - один из элементов комплекса маркетинга. Стимулирование спроса может быть ценовым и неценовым. К основным мероприятиям по стимулированию спроса относятся: предоставление скидок к транспортным тарифам, удобных для отправителей грузов условий оплаты; предоставление льгот со стороны ж. д. постоянным и перспективным грузоотправителям с целью стимулирования погрузки; предоставление необходимых условий перевозки или поездки и комплекса услуг в соответствии с индивидуальными требованиями грузоотправителей и пассажиров. Размеры потерь ж. д. от скидок должны быть восполнены доходом от роста перевозок.