РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ транспортного предприятия (железной дороги) - территория, на которой расположены предприятия и населенные пункты, отправляющие и получающие продукцию (или поездки пассажиров) через пункты (станции) данного предприятия. На ж.-д. транспорте выделяют местные и транзитные районы тяготения. Местным районом тяготения ж.-д. станций называют территорию, на которой находятся грузовладельцы, отправляющие и получающие грузы через данную станцию. Совокупность местных районов тяготения станций участка или дороги называют районами тяготения участка или дороги. Транзитные районы тяготения дороги представляют собой территории отправителей и получателей грузов, которые осуществляют перевозки по данной дороге транзитом (без погрузки и выгрузки). Например, для Западно-Сибирской железной дороги все районы западнее и восточнее от нее, на которых расположены корреспондирующие грузовладельцы, являются транзитными. При маркетинговом обследовании экономики районов тяготения нельзя ограничиваться изучением только местного района ж.д., необходимо исследовать И транзитные районы. В. Г. Галабурда.

СЕГМЕНТАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО РЫНКА - разделение транспортного рынка на рыночные сегменты, к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия. Сегмент транспортного рынка - это группа пользователей транспорта, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые транспортные услуги и набор маркетинговых стимулов. Сегментация рынка позволяет лучше выявлять конкретные запросы (нужды) пользователей, оптимизировать затраты транспорта и сконцентрировать его ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования. Основными критериями сегментации транспортного рынка являются виды перевозок (грузовые, пассажирские), виды сообщений, род груза и подвижного состава, условия и качество транспортного обслуживания. В ряде случаев сегментация осуществляется по территориальному (географическому) признаку перевозок. В маркетинге пассажирских перевозок, кроме того, учитываются демографические, социально-экономические, психологические и другие признаки сегментации. Не следует увлекаться большим числом сегментов. Выбранные сегменты должны иметь четкий набор отличающихся условий перевозок, быть достаточно существенными по объему перевозок, доступными для эффективной маркетинговой деятельности и использоваться в течение длительного времени. Е. А. Иванова.