Эксплуатационно-ремонтные предприятия ж.-д. транспорта выполняют также работы непрофильного характера, часто с использованием вторичных материальных ресурсов и отходов основного производства (изготовление оснастки промышленных предприятий, инструмента, инвентаря, предметов личного потребления, ремонт бытовой техники и др.). На ж. д. практикуется сдача в аренду участков полосы отвода; находящиеся в отстое пассажирские вагоны предоставляются транзитным пассажирам для ночлега; здания, сооружения, подвижной состав предоставляют для размещения рекламы. Непрофильная деятельность, как правило, не требует существенных капитальных вложений и по сути является горизонтальной диверсификацией на транспорте. Расширение видов деятельности ж.д., требующих первоначальных вложений средств, может осуществляться путем организации новых структурных подразделений транспортных предприятий, участия в деятельности акционерных обществ, инвестиционных фондов и др. На ж. д. России имеется опыт организации производства строительных материалов, туристической деятельности.

Ж. д. за рубежом владеют отелями, ресторанами, магазинами, месторождениями полезных ископаемых, земельными участками, осуществляют лесозаготовки, сельскохозяйственную и другую непрофильную деятельность, способствующую увеличению прибыли.

В. Г. Галабурда.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ НА ТРАНСПОРТЕ - издержки, связанные с производством еще одной дополнительной единицы транспортной продукции (услуги). Они определяются отношением приращения суммарных переменных издержек к объему производства транспортной продукции. Теоретически, начиная с определенного объема производства, дальнейшее его наращивание сопровождается увеличением предельных издержек. Однако на практике функцию переменных издержек часто принимают линейной по отношению к объему производимой транспортной продукции. В этом случае предельные издержки не зависят от объема производства. Предельные издержки используют при разработке тарифной политики и маркетингового стимулирования спроса на перевозки. Е. А. Иванова.