Заявки на перевозки грузов являются основанием для разработки технических планов работы ж. д.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК - процесс определения показателей планов перевозок грузов и пассажиров на определенный предстоящий период времени. К таким показателям относятся: объем перевозок (отправление) грузов, в т. ч. по установленной номенклатуре; грузооборот в тарифных тонно-километрах; средняя дальность перевозок; густота (грузонапряженность) перевозок по важнейшим направлениям сети. На ж.-д. транспорте разрабатывают оперативные (месячные и квартальные), текущие (годовые) и перспективные планы-прогнозы перевозок. Показатели этих планов являются исходными данными для разработки производственно-финансового плана работы ж. д. и определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Планирование перевозок осуществляется путем разработки бизнес-планов и формирования портфеля заказов по продаже транспортных услуг на основе маркетинговых исследований, проводимых в районах тяготения ж.д., а также прогнозов Минэкономразвития России, конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков с использованием методов прогнозирования и результатов стратегических исследований научно-исследовательских и проектных институтов. Планы-прогнозы перевозок разрабатывают одновременно с подготовкой финансово-экономических планов и согласуют с натуральными и стоимостными показателями работы ж. д. При этом широко используются новые информационные технологии и компьютерная техника.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ - совокупность мероприятий по совершенствованию перевозочного процесса и транспортно-экономических связей между отправителями и получателями грузов. Основными целями этих мероприятий являются наилучшее удовлетворение спроса потребителей транспортных услуг, сокращение их издержек на транспорт, улучшение использования транспортных ресурсов, ускорение доставки грузов, выявление и устранение всех видов излишних, нерациональных перевозок грузов. К последним относят встречные перевозки (явные - на одной транспортной линии и скрытые - на параллельных линиях одного или нескольких видов транспорта) одинаковых или взаимозаменяемых по качественным и стоимостным характеристикам видов продукции в определенный период времени; чрезмерно-дальние перевозки, осуществляемые при наличии и возможности использования одинаковой по всем параметрам продукции; излишне-повторные перевозки одного и того же груза при возможности эффективного сокращения перевалок; малотранспортабельные перевозки необогащенных или неочищенных видов сырья, топлива и полуфабрикатов (неиспользование уплотненной погрузки машин, оборудования и другой продукции).