В сфере обращения проводятся оптимизация транспортно-экономических связей (грузопотоков) одноименных (однородных) грузов, рационализация размещения производст ва, оптовых баз и складов хранения материальных ресурсов. Эти мероприятия должны носить рекомендательный характер и не препятствовать конкуренции между субъектами рынка, обеспечивать полное удовлетворение их спроса на перевозки при минимально-возможном уровне транспортных издержек. Критерием рациональности перевозки является минимум производственно-транспортных затрат. На ж.-д. транспорте России накоплен большой опыт по рационализации перевозок грузов и оптимизации материальных потоков с использованием современных информационных технологий для решения логистических задач в цепи «производство-транспорт-потребление» .

ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЛАНС (ТЭБ) - система распределения объемов производства, потребления и перевозок материальных ресурсов по территориальным единицам, как правило, по субъектам России (республикам, краям, областям и крупным экономическим районам). Основой ТЭБ являются территориальные и межотраслевые материальные балансы основных видов продук ции: каменного угля, нефти и нефтепродуктов, железной руды, черных металлов, лесной и химической продукции, минеральных удобрений, некоторых строительных материалов, цемента, зерна, сахара и других товаров. В ТЭБ определяются необходимые размеры отправления, прибытия, вывоза и ввоза продукции по рассматриваемым территориальным единицам с распределением по видам транспорта, что служит основой для разработки планов перевозок грузов, установления оптимальных транспортно-экономических связей, в нем находят отражение также возможные размеры взаимного обмена одноименными товарами между регионами.