Виды тарифов: базовые - устанавливаются в прейскурантах (тарифных руководст вах) № 10-01 и 10-02 соответственно на грузовые и пассажирские перевозки, тарифной политикой железных дорог СНГ на перевозки грузов в международном сообщении и системой тарифов «Восток-Запад»; исключительные - в процентах или с коэффициентами по отношению к базовым; специальные (аккордные) ставки (см. Гибкая тарифная полити ка)] договорные (см. Договорные тарифы).

Базовые тарифы в рамках действующих прейскурантов дополнительно дифференцируются по группам (классам) и отдельным родам грузов, расстояниям и другим экономико-гео-графическим признакам с учетом проведения гибкой тарифной политики путем введения коэффициентов.

Грузовые тарифы прейскуранта № 10-01 содержат две основные ставки - за начальноконечную и движенческую операции. Последняя умножена на расстояние для определения провозных плат, опубликованных в Тарифном руководстве № 1 в виде расчетных таблиц. Такое построение тарифов обеспечивает замедленное увеличение размера платы в зависимости от расстояния, что соответствует изменению себестоимости перевозок. Провозная плата взимается за кратчайшее расстояние. Это не относится к перевозкам грузов негабаритных и погруженных на транспортеры.

Тарифы для повагонных отправок дифференцированы по типам вагонов.

По универсальным вагонам (полувагоны, крытые платформы) масса груза в тарифах учитывается таким образом, что с ее ростом плата в расчете на тонну уменьшается, стимулируя грузоотправителей к увеличению загрузки подвижного состава. Для предотвращения занижения массы груза в базовых тарифах для универсальных вагонов установлены минимальные весовые нормы (МВН). По массовым грузам с высоким удельным весом МВН приняты на уровне грузоподъемности вагонов. Провозная плата рассчитывается за фактическую массу груза, округленную до тонн (но не менее МВН).