Базовые тарифы за проезд пассажиров установлены по двухставочной модели в зависимости от расстояния и дифференцированы по типам вагонов и категориям поездов. Стоимость проезда понижается для детей и льготных категорий пассажиров. Плата взимается за фактическое расстояние следования поезда. Отдельные услуги, связанные с предоставлением постельных принадлежностей, питания в пути следования, а также на вокзалах оплачиваются отдельно.

Пригородные пассажирские тарифы не имеют плацкарты, поэтому в билете место не указывается. Основным типом пригородного тарифа для разовых поездок является зонное построение. Тарифные зоны определены по согласованию с местными органами управления.

Покилометровый тариф устанавливается на участках с небольшими пассажиропотоками на уровне зонного, но взимается за фактическое расстояние поездки.

Льготный характер носят абонементные тарифы. Льготами могут пользоваться все граждане, покупающие абонементные билеты на длительный период для поездок между определенными остановочными пунктами.

Тарифы за перевозки ручной клади, багажа и грузобагажа. Зависят от массы и расстояния, за перевозку багажа и грузобагажа взимается также сбор за объявленную ценность. Стоимость перевозки грузобагажа в 2 раза выше, чем багажа. За пробег грузовых и почтовых вагонов с пассажирскими, почтово-багажными и грузопассажирскими поездами провозная плата взимается по специально установленным ставкам.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ. Согласно Федеральному закону «О федеральном железнодорожном транспорте» тарифы на перевозки по ж. д. России устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики, а на перевозки в международ ном сообщении - в соответствии с международными договорами (см. Международные тарифы).