Тарифы на прое,зд пассажиров в дальнем следовании, перевозки багажа, грузобагажа и почты утверждаются Органом по регулированию естественных монополий, а приго родные - субъектами РФ в соответствии с правом, предоставленным им Правительством России.

МПС России предоставлено временное право в порядке эксперимента по дерегулированию рынка пассажирских перевозок и развитию конкуренции устанавливать тарифы на проезд в вагонах СВ всех категорий поездов и в купейных вагонах фирменных поездов. Начальники дорог устанавливают коэффициенты к базовым тарифам за проезд в фирменных поездах, но не выше максимального размера, объявленного Органом по регулированию естественных монополий.

ДОГОВОРНЫЕ ТАРИФЫ устанавливаются по соглашению сторон на услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей и грузополучателей, а также на транспортно-экспедиторские услуги. Органом по регулированию естественных монополий утверждаются рекомендации по установлению и применению этих тарифов, а также примерный перечень соответствующих работ и услуг.

Договорные тарифы целесообразно применять на перевозки, требующие более высокого качества, чем это предусмотрено ТУЖД, Правилами перевозок грузов и Тарифным руководством № 1 (например, если грузовладелец устанавливает время отправления или прибытия, либо вагоны и контейнеры подаются на станции, не открытые для грузовых операций, и т.п.). Такие договорные тарифы устанавливаются обычно в форме надбавок за дополнительные услуги к действующей провозной плате. Договорные тарифы рассчитываются в соответствии с утвержденными МПС России Методическими рекомендациями по определению свободных (договорных) тарифов на перевозки, работы и услуги, выполняемые предприятиями ж.-д. транспорта. Уровень договорных тарифов фиксируется в протоколе (договоре) согласования, который подписывается руководителями предприятий - заказчика и исполнителя.