• на сетевой основе - дифференциацией базовых тарифов по классам грузов;

• избирательным введением дополнительных понижающих коэффициентов к классным тарифам по отдельным родам грузов и расстояниям;

• по отдельным направлениям и корреспонденциям - установлением исключительных тарифов и аккордных ставок.

В первый класс, с понижением тарифов на 10-50% в зависимости от рода груза и дальности транспортировки, включены уголь, руда, кокс, флюсы, строительные грузы, лес, апатиты и другое сырье с высоким удельным весом транспортных расходов в цене потребления. Второй класс, с исходным уровнем провозной платы, отведен для производственных полуфабрикатов, нефтепродуктов, зерна, продовольствия и других товаров - со средней долей транспортной слагаемой в их стоимости. Существенно выше тарифы для грузов третьего класса -наиболее дорогостоящей продукции машиностроения, металлов, промышленных потребительских товаров и т. п.

Специальные (аккордные) ставки устанавливаются для конкретных корреспонденций международных перевозок определенных наименований грузов. В отличие от применяющихся во внутригосударственном сообщении исключительных тарифов в форме процентных скидок они имеют более стабильный характер, поскольку выражены в долларах за тонну.

Согласно ТП СНГ (см. Международные тарифы) специальные ставки (сквозные) могут устанавливаться на перевозки грузов по ж. д. нескольких стран - участниц Тарифного соглашения. Определен особый порядок согласования сквозных ставок. Сквозные ставки согласовываются администрациями заинтересованных ж. д. с учетом перспективности направления перевозки, привлечения грузопотока с других видов транспорта, перевозки гуманитарных грузов и т.д. л.А. Мазо.