При формировании доходов за пассажирские перевозки сохранен тарифный принцип. Пассажирские тарифы установлены ниже себестоимости, возникшие убытки по этому виду перевозок закладываются в расчетные цены по грузовым перевозкам (т. н. перекрестное финансирование). В общей сумме доходов от перевозок в среднем по сети 92% составляют доходы от грузовых перевозок. На конкретной дороге структура доходов может быть иной.

В соответствии с «Методикой финансового планирования по основной деятельности железнодорожного транспорта» (1998 г.) структура доходов предопределяется: структурой перевозок по их видам и операциям перевозочного процесса; видами сообщений; принятой системой построения тарифов; действующим порядком формирования доходов и финансирования дорог; взаимоотношениями с пользователями транспортных услуг.

Денежные средства за перевозки грузов в прямом сообщении сначала централизуются и сосредоточиваются на доходно-распредели-тельном счете МПС РФ. Затем эти суммы распределяются между дорогами, участвовавшими в данных перевозках. Доходные поступления за перевозки грузов в местном сообщении передаются в распоряжение дороги.

Бблыпая часть доходов от грузовых перевозок приходится на перемещение грузов (собственно перевозки) - в среднем 80% общей суммы. Доходы за выполнение начальных и конечных операций составляют 8%.

А. Н. Ефанов.

ЗАЩИЩЕННЫЕ СТАТЬИ РАСХОДОВ -

расходы по оплате труда; отчисления во вне бюджетные фонды, размеры которых пропорциональны размеру фонда оплаты труда; расходы по погашению обязательств перед бюджетом. Эти статьи расходов возникли в системе финансирования ж.-д. транспорта в 1997 г. в связи с общероссийским кризисом платежей. Они имеют приоритет и обязательность в финансировании, особенно за перевозки вышестоящего уровня (министерство, железная дорога) .