ОТРАСЛЕВЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - имеют целевое назначение и формируются по установленным нормативам за счет отчислений от прибыли железных дорог. В последние годы эти нормативы составляли (в %):

1,5 - в фонд поддержки отраслевых учебных заведений; 1 - в фонд поддержки отраслевого здравоохранения; 1,5-2 - в финансовый резерв МПС; 36,6 - в фонд инвестиционных проектов общеотраслевого назначения, 1,5 (от эксплуатационных расходов) - в фонд НИОКР. И.Н. Дедова.

ПРИБЫЛЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ - основная масса балансовой прибыли, формируемая как прибыль от перевозок, т. е. как разница между доходами от перевозок и расходами эксплуатации. В состав балансовой прибыли входит также прибыль, получаемая в результате подсобно-вспомогательной деятельности. После внесения налоговых платежей из прибыли образуются фонды накопления и потребления, отраслевые внебюджетные фонды, финансируются расходы по возмещению убытков жилищно-коммунального хозяйства, осуществляются капитальные вложения в объекты непроизводственного назначения, социальная помощь ветеранам и пенсионерам, выплаты при уходе работников на пенсию.

В. Л Киреев.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ - важнейший показатель эффективности производства, количественно измеряемый отношением финансового результата к затратам или ресурсам. Различают рентабельность продукции -отношение прибыли от перевозок к расходам эксплуатации и рентабельность предприятия - отношение прибыли к среднегодовой стоимости активов (внеоборотных активов и материальных оборотных активов). В методиках финансового анализа определяется также рентабельность оборота или рентабельность продаж как отношение прибыли к выручке. Она оценивает размер прибыли на единицу реализации. Кроме того, для акционерной формы собственности важен показатель рентабельности капитала, который рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовым размерам капитала и резервов.