Р. А. Кожевников.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

на железнодорожном транспорте организаци-онно базируется на отраслевых финансовых органах и включает в себя: Департамент финансов МПС РФ, финансовые службы дорог, финансовые отделы отделений дорог, бухгалтерии предприятий. Начальник финансовой службы дороги выполняет функции главного бухгалтера дороги. Деятельность этих органов по управлению, планированию, анализу и организации потоков денежных средств для осуществления бесперебойной перевозочной работы направлена на обеспечение рентабельности ж.-д. предприятий, их платежеспособности, роста накоплений для самофинансирования. Существенной особенностью в управлении финансами дорог является принцип централизации - финансовых результатов и финансовых ресурсов; расчетов за перевозки, расчетов с федеральным бюджетом по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль; финансирования расходов общеотраслевого характера (текущих и капитальных затрат).

В отраслевой системе управления финансами отражается принадлежность ж. д. к естественным монополиям. Прежде всего, речь идет о государственном регулировании тарифов на перевозки в прямом сообщении. При этом Департамент финансов МПС взаимодействует от имени отрасли с Министерством финансов и Центральным банком, а финансовые службы дорог - с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

В В Ильин

СУБВЕНЦИЯ - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим на финансирование строго целевого мероприятия. В отличие от дотации направляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае ее нецелевого использования.