Р Л. Кожевников.

Экономика перевозок

Экономика грузовых и пассажирских перевозок является направлением отраслевой экономической науки, занимающимся анализом, вопросами организации, планирования, развития и т. п. перевозок, осуществляемых железными дорогами. В расчетах, оформлении документов, коммерческой деятельности при этом используют специальные термины, понятия и определения, юридически обоснованные правила и др., основные из которых приведены ниже.

ЭКОНОМИКА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

ВЕС ПОЕЗДА (брутто и нетто). Вес (масса) поезда брутто включает в себя вес груза и тары вагонов, следующих в одном составе поезда, определяется делением тонно-километров брутто на поездо-километры. Вес (масса) груза, перевозимого в поезде без учета веса тары вагонов, представляет собой вес поезда нетто: при перевозках его принято измерять в тонно-километрах нетто. В практике планирования чаще всего используют среднее значение веса (массы) поезда. Вес поезда брутто и нетто устанавливают по натурному листу поезда.

Весовую норму поездов определяют тяговыми расчетами в зависимости от мощности локомотива, длины приемо-отправочных путей станций, нагрузки состава, распределенной по его длине, и продольного профиля пути. При этом для различных типов поездов - участковых, сквозных, .маршрутных, вывозных, сборных - устанавливают свои нормы веса поездов исходя из технических и технологических условий местной работы.

Повышение веса поезда позволяет снизить эксплуатационные расходы на содержание локомотивных бригад, приобретение и содержание локомотивов, на топливо и электроэнергию, маневровую работу. С весом поезда связано 15-20% текущих расходов ж.д. В период 1990-1999 гг. средний вес поезда на ж. д. России повысился на 252 т (с 3093 т до 3345 т), что позволило сэкономить более