ДАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ -расстояние перемещения грузов между пунктами их отправления и назначения. Она ока зывает большое влияние на размер транспортных затрат грузовладельцев, т. к. расходы на движенческие операции составляют более 60% тарифа.

В практике планирования наиболее широко используется средняя дальность перевозки грузов, которая определяется делением грузооборота (в т-км) на объем перевозок грузов (в т). Ее рассчитывают в целом по всем грузам и по отдельным их родам. На ж.-д. сети России в 1999 г. средняя дальность перевозок грузов составила 1271 км, что по сравнению с 1990 г. выше на 286 км (29%). В этот период падали объемы перевозок, не происходило существенных изменений в размещении производительных сил (кроме конверсии, перепрофилирования и закрытия некоторых производств). Очевидно, что такой значительный рост средней дальности перевозок произошел из-за резких изменений хозяйственных связей в 1990-е гг., увеличения экспортно-импортных перевозок, особенно топливно-сырьевых грузов из отдаленных восточных районов в основном на запад, ослабления внимания к проблеме рационализации транспортно-экономических связей. Рост средней дальности перевозок явился одной из причин увеличения транспортной составляющей в цене многих видов продукции.

Средняя дальность перевозок по родам грузов составила: нефтеналивные грузы и лес - 2000-2500 км, каменный уголь, черные металлы, хлебные грузы, некоторые машины и оборудование 1500-2000 км, минеральные строительные материалы, сахарная свекла, с.-х. продукция 300-500 км.

Для стабилизации средней дальности перевозок, сокращения транспортных затрат необходимы макроэкономическое государственное регулирование размещения производительных сил, оптимизация транспортных потоков, стратегическое планирование сферы обращения с использованием территориальных материальных балансов по экономическим районам и федеральным округам, экономическое регулирование международной торговли.