ТРАНЗИТ - перевозки по железной дороге грузов, станции отправления и станции назначения которых расположены за пределами этой дороги, т. е. грузы следуют по дороге без погрузки-выгрузки. При планировании перевозок по железной дороге транзит определяется как разница между ввозом груза и его перевозками в местном сообщении (в границах дороги) или между вывозом грузов и перевозкой их в местном сообщении. Сумма транзита и ввоза грузов по дороге определяет прием грузов с других дорог, а сумма транзита и вывоза - размер сдачи грузов на другие дороги.

РАБОТА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - основной показатель перевозочной работы ж. д. При планировании грузовых перевозок она определяется как сумма объемов планируемого отправления грузов по дороге и их приема с других дорог или сумма прибытия грузов на дорогу и их сдача на другие дороги. Прием грузов с других дорог равен сумме ввоза и транзита. Отправление грузов складывается из вывоза и местного сообщения, а прибытие -из ввоза и местного сообщения.

ПОРОЖНИЙ ПРОБЕГ ВАГОНОВ - следование вагонов без груза; один из основных показателей эксплуатационной работы ж. д. Определяется в целом по сети и дорогам, по направлениям движения, родам вагонов и видам сообщений (прямое, местное), по собственным и арендованным вагонам пользователей транспорта. Коэффициент порожнего пробега вагонов определяется как отношение ва-гоно-километров порожнего пробега к общему или груженому пробегу вагонов. Увеличение порожнего пробега вагонов ведет к росту себестоимости перевозок.

Порожний пробег зависит от размещения производительных сил в стране (районов погрузки и выгрузки), неравномерности движения по направлениям, рода груза и специализации вагонного парка. Снижение его может быть достигнуто путем улучшения регулирования подачи вагонов под погрузку, загрузки порожних вагонов грузами в порожнем направлении. С уменьшением коэффициента порожнего пробега сокращается пробег по движного состава (локомотивов и вагонов), потребный его парк, объем работы в тонно-километрах брутто на единицу перевозок, достигается экономия топлива и электроэнергии для тяги поездов, расходов на содержание локомотивных бригад, содержание и ремонт подвижного состава, сокращаются потребные капитальные вложения в подвижной состав и на развитие сети.