В последние годы наблюдается рост порожнего пробега. В 1999 г. процент его по отношению к груженому на сети ж. д. России составил 67,2 против 51,6 в 1991 г., а к общему 47 (против 35).

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ - изменение объемов перевозок по периодам года (квартала, месяца), вызываемое экономическими, природными и организационными причинами. На нее оказывают влияние такие факторы, как рост или спад объемов производства товарной продукции, сезонность производства и потребления, например, с.-х. продукции, изменение климатических условий, динамика внешнеэкономических перевозок, рыночные колебания экономической конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках и др. На неравномерность перевозок влияют также неритмичность отправления вагонов со станций формирования поездов, сложившийся режим работы предприятий-грузовла-дельцев (перерывы в выполнении грузовых работ в выходные и праздничные дни), длительность «окон» по ремонту пути и т. п. Неравномерность перевозок, как правило, отрицательно влияет на эксплуатационную деятельность ж.д., повышая затраты на содержание резервов перевозочных средств, ухудшая качество транспортного обслуживания пользователей. Отношение максимального объема перевозок в месяц к среднемесячному за год - коэффициент неравномерности перевозок - на ж.д. России составляет ок. 1,22.

В. Г. Галабурда

ЭКОНОМИКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Объем пассажирских перевозок и пассажирооборот являются важнейшими показателями работы транспорта по пассажирским перевозкам и показателями плана перевозок. Планируются и учитываются по видам сообщений дальнее следование и пригородное.

На ж.-д. транспорте больше всего перевозится пассажиров в пригородном сообщении. Так, в 1999 г. было перевезено 1225,8 млн. пригородных пассажиров, что составило от общего объема перевозок пассажиров 91,6%. Пассажирские перевозки в дальнем следова нии в 1999 г. были равны 111,7 млн. чел. (8,4%). Основными дорогами зарождения пассажирских перевозок являются: Московская, Октябрьская, Западно-Сибирская и Свердловская дороги. Основной показатель плана пассажирских перевозок и работы ж.-д. транспорта по этим перевозкам - пассажирооборот. Он представляет собой произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пассажи -ро-километрах. Пассажирооборотом определяются потребности в подвижном составе, материалах, топливе и других материально-технических ресурсах ж.д., необходимых для перевозки пассажиров. В 1999 г. пассажирооборот составил 141 млрд. пасс.-км, в т.ч. в дальнем следовании 93 млрд. пасс.-км и пригородном сообщении 48 млрд. пасс.-км.