От средней дальности поездки зависят пассажирооборот, время поездки пассажиров, показатели использования подвижного состава. С уменьшением средней дальности поездки увеличивается себестоимость пассажирских перевозок, но сокращаются общие расходы на них и потребность в транспортных средствах. Средняя дальность поездки зависит от территориального размещения производства и населения, распределения перевозок по видам транспорта, уровня провозной платы за пе ревозки, развитости социальной инфраструктуры и др. факторов.

Из-за большой доли пригородных перевозок на отечественных ж. д. в общих перевозках средняя дальность поездки пассажиров сравнительно невелика. В 1999 г. во всех видах сообщений она составила 105 км, в т. ч. пригородном 39 км, дальнем следовании 833 км.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА - комплексный показатель эффективности использования пассажирского вагона по мощности и времени. Измеряется числом пассажиро-километров, приходящихся на вагон в определенный период времени работы. Суточная производительность рассчитывается умножением населенности пассажирского вагона на его среднесуточный пробег. Учитывается при расчете потребного числа вагонов для перевозки пассажиров.

Н. А. Потапович.

ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАС-САЖИРОВ - обособленное структурное подразделение, обеспечивающее производствен-но-финансовое управление пассажирским хозяйством. В состав дирекции по обслуживанию пассажиров вдальнем следовании могут входить вокзалы, пассажирские вагонные депо, пункты технического обслуживания и базы обслуживания пассажирских вагонов, резервы проводников, предприятия по организации питания пассажиров и др. В дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении могут включаться пригородные вокзалы, остановочные пункты, платформы, моторвагонные депо и др.