Ю. В. Елизаръев.

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК - неодинаковое число пассажи ров, перевозимых по направлениям (туда и обратно) и во времени.

В дальнем и местном сообщении в начале лета больший поток пассажиров следует из восточных и северных районов страны к центру и далее в западные, юго-западные и южные районы, где расположены основные курортные базы. В пригородном сообщении в утренние часы будних дней пассажиропоток имеет максимальное значение от периферии к центру, а после окончания рабочего дня - в обратном направлении. В дни отдыха и праздников потоки пассажиров меняются в обратном направлении.

Неравномерность во времени имеет место во всех видах пассажирского сообщения: в дальнем и местном - по кварталам, месяцам, дням, а в пригородном и внутригородском - также по часам суток. В дальнем и местном сообщениях отправление пассажиров и среднее расстояние поездки в летнее время значительно выше, чем в зимнее.

В пригородном сообщении сезонная неравномерность перевозок проявляется меньше, поскольку основная масса пассажиров пользуется ж.-д. транспортом круглый год. Для этого сообщения характерна огромная неравномерность перевозок по часам суток. Обычно более резким является час «пик» по прибытию на головную станцию и менее резким по отправлению с нее.

ОБОРОТ ПАССАЖИРСКОГО СОСТАВА -характеризует использование пассажирского вагонного парка во времени. Время оборота состава определяется от момента отправления состава со станции приписки до момента следующего отправления в рейс с этой же станции и складывается из времени движения в прямом и обратном направлениях и нахождения на станции оборота и приписки.