Косвенные расходы учитываются совместно по нескольким видам продукции (работ). Они распределяются расчетным путем в соответствии с затратами измерителей работы подвижного состава или пропорционально заработной плате. К косвенным относятся рас ходы по содержанию и ремонту устройств хозяйства СЦБ и связи, хозяйства пути, общие расходы для всех отраслей хозяйства и общехозяйственные расходы.

В зависимости от вида технологических операций эксплуатационные расходы группируются по статьям расходов, связанным с начально-конечной и движенческой операциями. По связи с объемом перевозок они делятся на переменные (зависящие) и условно-постоянные расходы.

Структура эксплуатационных расходов включает в себя структуры расходов по элементам затрат и по хозяйствам ж. д.

Структура эксплуатационных расходов (в %) по элементам затрат в 1996-1999 гг.

Элементы затрат по годам:

1996

1997

1998

1999

Оплата труда

19,7

21,3

24,6

25,1

Отчисления на социальные нужды

7,5

8,0

9,5

9,7

Материалы

6,4

6,0

6,8

6,6

Прочие материальные затраты

4,6

4,3

7,6

6,7

Топливо

4,6

5,0

4,5

4,6

Электроэнергия

10,2

10,7

9,7

6,3

Амортизация основных фондов

20,7

19,1

18,6

17,1

Прочие,

26,3

25,67

18,7

23,7

в т. ч. отчисления на капитальный ремонт

18,5

17,6

н/д

17,1

ИТОГО:

100

100

100

100

На изменение расходов по элементам затрат в последние годы повлияли нестабильность объема грузовых и пассажирских перевозок, объема работ, уровня заработной платы, цен, старение основных фондов, ограниченность инвестиций, изменение нормативов отчислений на социальные нужды, норм амортизации и ряд других факторов.