Удельный вес эксплуатационных расходов по элементам затрат на транспорте значительно отличается от удельного веса расходов в других отраслях народного хозяйства. Это объясняется отсутствием в расходах транспорта затрат на сырье и полуфабрикаты, которые в расходах промышленности достигают 80%.

Структура эксплуатационных расходов (в %) по хозяйствам железных дорог в 1996-1999 гг.

Наименование хозяйств

1996

1997

1998

1999

Перевозок

4,1

4,1

4,3

4,5

Грузовой и коммерческой работы

1,5

1,2

1,8

1,9

Пассажирское

6,2

7,5

7,8

8,6

Локомотивное

28,4

29,6

28,0

27,0

Вагонное

14,1

12,7

10,5

11,8

Пути

28,9

28,6

27,8

24,9

Гражданских сооружений

1,6

1,5

2,6

2,5

Сигнализации и связи

3,9

4,0

4,5

5,1

Электрификации и энергоснабжения

3,8

3,2

3,6

3,8

Отделения дороги

3,1

2,8

3,7

3,8

Управления дороги и общедорожные организации

4,4

4,8

5,4

6,1

Итого расходов по перевозкам

100

100

100

100

Наибольший удельный вес занимают расходы хозяйств: локомотивного, пути и вагонного. Их доля расходов в 1999 г. составила более 63%.

Размер и динамика расходов отдельных хозяйств зависит от состава и структуры основных фондов, их стоимости, степени износа, технической реконструкции ж.-д. транспорта, изменения объема перевозок и качественных показателей использования подвижного состава, различного соотношения переменных (зависящих) и условно-постоянных расходов, изменения цен, структуры управления транспортом и других факторов.