ДИРЕКТ-КОСТИНГ - система управления расходами, основанная на разделении их на постоянные и переменные в процессе учета, который ведется по т. н. центрам ответственности (термин произошел от англ. direct -прямой и cost - стоимость). При калькулировании по этой системе определяется ограниченная неполная себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг), относящаяся только к прямым или переменным (зависящим) расходам, которые имеют большое значение для принятия правильных решений. Особенно это важно, когда надо знать удельные расходы на единицу конкретного вида продукции, не искаженные распределением общих, косвенных, в т. ч. управленческих расходов. Постоянные расходы в этой системе не распределяют между видами продукции, а собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают на дебетовые счета финансовых результатов (вычитают из прибыли, получаемой в течение того периода, в котором эти расходы имели место).

На отечественном ж.-д. транспорте элементы директ-костинга используются в отдельных расчетах, где требуется выделение из расходов зависящей (переменной) части, но распространения в хозяйственной практике эта система в полной мере не получила.

Наряду с распространением термина «ди-рект-костинг» в американской литературе эта система называется «вариэйбл-костинг» - учет меняющихся затрат, в английской - «маржи-нал-костинг», в немецкой - используются термины, которые переводятся как учет частичных или ограниченных затрат.

А. П. Абрамов

РЕЛЕВАНТНЫЕ РАСХОДЫ - расходы, на которые оказывает влияние проведение како-го-либо мероприятия и изменение которых необходимо принимать во внимание при его экономической оценке (от англ. relevant - относящийся к делу). Например, при экономической оценке переоборудования ж.-д. линии для скоростного движения необходимо учесть изменение не только зависящих расходов (на электроэнергию для тяги поездов, оплату труда локомотивных бригад и др.), но и расходов, относимых в других случаях к независящим: на содержание вновь построенных пешеходных тоннелей, ограждений, реконструированных устройств пути, сигнализации и связи и других объектов ж.-д. инфраструктуры.