НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ - затраты, связанные с обслуживанием производства и уп равлением предприятием. В основной деятельности ж.-д. транспорта с 1967 г. эти затраты называются общехозяйственными расходами. В них включаются: содержание персонала, занятого обслуживанием производства в целом и управлением, амортизация и затраты на ремонт основных средств общехозяйственного назначения, подготовку кадров, налоги и сборы, материальные затраты по содержанию аппарата управления и др. В состав общехозяйственных расходов включаются также непроизводительные расходы: потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, расходы на внеплановый ремонт локомотивов, ликвидацию последствий аварий и крушений, перегрузку вагонов по технической и коммерческой неисправности и др. В последние годы общехозяйственные расходы составляют ок. 17% всех расходов по перевозкам, в т.ч. непроизводительные - менее 1%.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА -результат влияния роста объема продукции на средние издержки (среднюю себестоимость), состоящий в том, что до определенного предела с увеличением объема продукции средняя себестоимость ее единицы снижается, а затем начинает возрастать. Например, на ж.-д. линии при существующем техническом оснащении рост перевозок снижает их среднюю себестоимость (в связи с распределением постоянных расходов на больший объем перевозок). Но после достижения определенного уровня загрузки пропускной способности линии снижается участковая скорость движения поездов, затрудняется работа грузовых и технических станций, что вызывает увеличение себестоимости перевозок. На транспорте этот эффект учитывается в расчетах оптимальных объемов перевозок при существующих техническом оснащении и технологиях и определении срока, к началу которого должны быть проведены реконструктивные или организационные мероприятия для освоения растущего объема перевозок. А. П. Абрамов.