ВНЕТРАНСПОРТНЫЙ ЭФФЕКТ - выгоды (сопряженные эффекты) или потери, получаемые в различных сферах социально-экономической жизни общества в результате использования того или иного вида транспорта и различных транспортных технологий, но не отражающиеся на финансовых показателях транспортных предприятий. К основным видам внетранспортного эффекта относятся: экономия оборотных средств грузовладельцев за счет снижения грузовой массы в пути при ускорении доставки грузов; сокращение затрат на хранение текущих (сезонных) запасов; выгода от ускорения реализации продукции при разовых и сезонных перевозках; экономия от уменьшения количественных и качественных потерь грузов при повышении сохранности их перевозок; снижение затрат на тару и упаковку, выполнение погрузочно-разгрузоч-ных операций; эффект от сокращения сроков строительства и реконструкции объектов и др.

Внетранспортный эффект должен учитываться при обосновании инвестиционных про ектов развития видов транспорта, выборе вариантов улучшения транспортного обслуживания городов и регионов страны и т. д.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ - отношение экономического эффекта от внедрения инноваций (нововведений) к обусловившим его затратам. На ж.-д. транспорте инновации могут быть представлены в виде новой техники, технологий производственных процессов и управленческой деятельности, внедряемых на различных уровнях управления (в отрасли в целом, на отдельной дороге, предприятии или организации). Они позволяют повысить безопасность и надежность функционирования транспорта, улучшить информационное обеспечение, повысить конкурентоспособность ж. д. на рынке транспортных услуг, сократить эксплуатационные расходы с помощью ресурсосберегающих технологий и т. д.