Хозяйственный механизм железнодорожного транспорта

Хозяйственный механизм ж.-д. транспорта представляет собой совокупность хозяйственных структур, методов управления, нормативно-правовых норм, конкретных форм хозяйственной деятельности железных дорог. В его структуру входят управление, планирование, экономическое и материальное стимулирование.

Управление тесно взаимодействует с процессом планирования объемов перевозок, потребностями ресурсов, организацией финансов, условиями и источниками создания стимулирующих фондов, системой мотивации для выработки и реализации основных направлений эффективного функционирования ж.-д. транспорта и его производственных структур по обеспечению высокого качества перевозок грузов и пассажиров, стабилизации финансово-экономического состояния на всех уровнях управления и отрасли в целом. Управление затратами в системе финансово-экономического механизма базируется на комплексной системе применения нормативных методов.

Переход на нормирование текущих издержек сопровождается возможностью обоснования их рациональной потребности и контроля (мониторинга) за отклонением отчетных значений от нормативных (плановых). Оптимизация затрат, осуществляемых за счет прибыли, требует их нормирования на неотложные нужды с выделением приоритетных, защищенных статей, обеспечением затрат в пределах чистой (нераспределенной) прибыли, с недопущением ее перерасхода.

При переходе на нормирование затрат предусматриваются исключение нерациональных расходов и постепенное решение вопроса поиска финансовых источников для покрытия убытков прошлых лет при одновременном обеспечении неотложных нужд по инвестициям, пополнению оборотных средств, выплатам социального характера (согласно Отраслевому тарифному соглашению и коллективным договорам), выделению приоритетов, минимизации затрат в пределах полученных сумм чистой (нераспределенной) прибыли.