АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - изучение структуры и динамики источников средств (пассива бухгалтерского баланса) и их вложений в активы ж. д. с целью изыскания резервов роста эф фективности производства и укрепления финансового состояния.

Укреплению финансового состояния ж. д. способствуют:

• рост объемов и рентабельности перевозок и подсобно-вспомогательной деятельности;

• увеличение доли собственных и приравненных к ним источников средств (капитала) в валюте баланса (коэффициента финансовой устойчивости);

• увеличение доли собственных и приравненных к ним источников оборотных средств в общей сумме источников оборотных средств (коэффициента маневренности) и в стоимости созданных запасов (коэффициента обеспеченности запасов собственными источниками оборотных средств);

• ускорение оборачиваемости оборотных средств (уменьшение показателя, исчисленного как частное от деления среднего размера вложений в оборотные средства на однодневную выручку от продаж);

• рост показателей съема (отдачи) выручки от продажи продукции, работ или услуг с 1 руб. стоимости производственных фондов, активов ж. д. или с 1 руб. стоимости капитала (собственного и заемного);

• улучшение показателей платежеспособности ж.д.

Сводный показатель рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может быть исчислен способом определения расстояний между точками в и-мерном пространстве или балльным способом.

КАПИТАЛ ОСНОВНОЙ И ОБОРОТНЫЙ -

источник вложений средств в основные и оборотные фонды; отражается в пассиве бухгалтерского баланса. Различают собственный и заемный капитал.

В состав собственного капитала включают: уставный, добавочный и резервный капитал; фонд социальной сферы; целевые финансирование и поступления; нераспределенную прибыль (убыток - вычитается). Чем выше доля собственного капитала в валюте баланса (коэффициента финансовой автономии), тем выше независимость предприятия от заемных источников средств. На железных дорогах этот показатель превышает 96%.