В соответствии с утвержденной МПС Методикой стимулирования экономии эксплуатационных расходов и привлечения дополнительных доходов стимулирование осуществ ляется за конечный экономический результат в зависимости от экономии расходов по сравнению с «право» и привлечения доходов от оказания дополнительных услуг грузовладельцам и пассажирам сверх плана, сверхплановой прибыли от подсобно-вспомогательной деятельности.

«Право» по эксплуатационным расходам определяется исходя из плана по эксплуатационным расходам и отношения фактического объема перевозок (выполняемых работ) к плановым значениям. М. М. Толкачева.

Ресурсное резервирование и ресурсосбережение

Задача ресурсосбережения решается через управление ресурсопотоком и, в частности, резервирование. Под производственным ресурсным резервом подразумевается объективное свойство ресурса, позволяющее регулировать потребность в этом виде ресурса, а под ресурсным резервированием - процесс управления ресурсными резервами. Резервирование как средство обеспечения устойчивости и надежности функционирования системы ресурсообеспечения находит широкое применение во всех отраслях производства, и в т. ч. на ж.-д. транспорте. Существует пять видов резервирования: временное, информационное, структурное, функциональное и нагрузочное.

Производственная система считается упорядоченной, если ее будущее поведение может быть раскрыто методами прогнозирования, проектирования и планирования. Резервирование информации производят в виде заблаговременных обобщений: норм, правил, указаний, программных средств.

Структурное резервирование в виде запаса сырья и материалов, парка подвижного состава и машин, элементов складского хозяйства, транспорта и т. д. используется для обеспечения стабильной и надежной работы производства. Объемы запасов структурных элементов, как правило, нормативно регламентированы. Структурное резервирование элементов верхнего строения пути, использование резервных приемо-отправочных, маневровых и других станционных путей, оперативное переключение путей, устройств и сооружений без остановки перевозочного процесса используется для обеспечения стабильной и надежной работы железных дорог. Функциональное резервирование предполагает многоцелевое использование ресурсов. Наиболее наглядно оно проявляется на примере технических ресурсов.