Важным видом резервирования ресурсов является нагрузочное резервирование (резер вы трудовых и технических ресурсов). В то же время они почти не обладают возможностями структурного резервирования, поскольку люди и машины не должны простаивать в ожидании фронта работ. Большая часть этих ресурсов является нагруженным резервом, а сами ресурсы обладают возможностями нагрузочного резервирования. Реальное производство не имеет и не может иметь «свободных» ресурсов, не имеющих конкретного назначения. Однако почти всегда есть некоторый запас материалов, неполностью загруженная техника и возможность улучшения организации работ и управления ими.

Задача резервирования всех видов ресурсов не может быть нормативно регламентирована из-за нестационарности условий ее решения. Ее решение возможно путем автоматизации управления ресурсопотоком.

РЕСУРСЫ железнодорожного транспорта делятся на две группы: естественные (природные) и искусственные, создаваемые человеком. К первой группе относятся: время, при-родно-экологическая среда и такие естественные материалы, как вода, дерево, песок и некоторые другие, не требующие специального преобразования. Во вторую группу входят: технические средства, энергия, топливо, информация, грузо- и пассажиропотоки (как объекты услуг), почти все строительные материалы, производственные, служебно-техни-ческие и жилые здания и сооружения. Ресурсообразующие элементы железных дорог принято объединять понятием инфраструктура транспортно-производственной системы.

Различают восстанавливаемые и невосста-навливаемые ресурсы. К восстанавливаемым относятся трудовые и технические ресурсы, проявляющиеся в форме затрат человеко- и машино-часов (или смен), информация, элементы экологии и некоторые другие. Специ фическими являются финансовые ресурсы, движение и резервирование которых лежат в основе управления рынком ресурсов в целом.