Пребывание в пределах опасной зоны еще не означает, что обязательно возникнет опасная ситуация. Степень опасности зависит от расстояния до подвижной единицы, скорости ее движения и времени выхода человека из пределов опасной зоны. Потенциальной опасностью обладает даже стоящий состав, который может внезапно двинуться с места. Поэтому переходить через пути, занятые вагонами, можно только через тормозные площадки либо на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона и не менее 8 м между группами вагонов. Протяженность опасной зоны, создаваемой движущимся поездом, равна его тормозному пути. Степень опасности при нахождении людей в пределах зоны оценивают вероятностью опасной ситуации, которая приводит к травматизму (наезду), если время подхода поезда окажется меньше времени выхода из опасной зоны. Одним из действенных средств повышения безопасности работающих на ж.-д. путях является применение специальных сигналов.

Ограждение от наезда подвижного состава предусматривает снижение скорости или полное прекращение движения по участку пути, на котором проводятся работы. Ограничения могут накладываться и на передвижения по смежным путям. Ограждение дополняется оповещением о поездных и маневровых перемещениях по ограждаемому и смежным путям. Для ограждения от наездов применяют специальные сигналы, а при необходимости дополнительно выделяют сигналистов. В результате субъективных ошибок машинистов или сигналистов, а также при плохой видимости не исключен проезд запрещающих сигналов. Поэтому наряду с поездными сигналами широко распространены специальные устройства ограждения, которые можно разделить на две группы. Защитное действие устройств 1-й группы основано на создании механического препятствия на участке, где ведутся путевые работы. При ограждении места остановки поезда на станционном пути все стрелки на подходе к этому месту переводят в такое положение, чтобы подвижной состав не мог пройти, а между остряком каждой стрелки и рамным рельсом устанавливают типовые вкладыши, что исключает возможность перевода стрелок, ограждающих зону работ. Широко применяются также тормозные башмаки, фиксируемые зажимами с замком. В пунктах технического обслуживания применяют систему ограждений с использованием тормозных башмаков и съемных сигналов ограждения, смонтированных в междупутье. Ограждение автоматически устанавливается после прохода последним скатом поезда рельсовой педали. Прибывший с поездом локомотив, отходя от состава, приводит устройство в рабочее положение. Система ограждения может включаться также оператором пункта технического обслуживания.