В 1999 г дорога отправила 25 828 тыс т груза Грузооборот составил 74 037 млн т км Перевезено 87 210 тыс пассажиров Пассажи рооборот составил 10 593 млн пасс-км Сред ний вес грузового поезда - 3253 т (брутто), скорость движения грузовых поездов -

39,9 км/ч, пассажирских - 50,9 км/ч

Дорога была образована в настоящих границах в 1961 г в результате слияния Горьковской и Казанской железных дорог, в состав которых входили старейшие железные дороги Московско-Нижегородская, Московско-Казанская, Вятско-Двинская и Северная, построенные во 2-й пол 19 в , протяженность со ставила 2451 км Отдельные участки явля

ются старейшими на сети: линия Москва (ст. Петушки) - Нижний Новгород (построенная в 1861-1862 гг.), участки Муром-Ковров (1880 г.), Вятка-Чепца и Вятка-Котлас (1899 г.). В 1906 г. вступила в эксплуатацию магистраль Вологда (ст. Свеча)-Котельнич-Вятка, создавшая прямую ж.-д. связь центральных и северо-западных районов с Уралом.

В 1917-1918 гг. в районах Поволжья шло ж.-д. строительство. В 1918 г. сданы в эксплуатацию линия Арзамас-Канаш, обеспечившая кратчайшую связь Москвы с Казанью, и линия Агрыз-Ижевск-Воткинск. Второй выход из Европейской части страны на Урал и далее в районы Сибири дал участок дороги Казань-Агрыз- Дружинино- Свердловск, введенный в 1924 г. В 1927 г. Москва получила еще один выход в районы Южного Урала и Республику Марий Эл через Нижний Новго-род-Киров-Пермь на Йошкар-Олу. В 1940 г. закончена прокладка участка Яр-Фосфорит-ная и линии к столице Чувашии Чебоксары. В 1945 г. введен в эксплуатацию участок Ижевск-Игра, а в 1947 г. Пибаньшур-Игра, в результате чего были соединены линии Ка-зань-Свердловск и Киров-Пермь-Свердловск.