Групповой метод представляет собой частный случай статистического метода, при котором изучаемые данные обрабатывают после предварительной группировки несчастных случаев по характерному признаку, например по видам работ, однородности оборудования, климатическим условиям.

Топографический метод предусматривает изучение причин несчастных случаев по месту их происшествия. В результате такого исследования выделяют зоны, требующие применения защитных ограждений, блокировки, а в ряде случаев изменения конструкции оборудования, совершенствования технологии работ и осуществления специальных мероприятий.

Монографический метод состоит в углубленном исследовании объекта в совокупности с обстановкой. При этом устанавливается весь комплекс как прямых, так и косвенных причин несчастных случаев. Монографическим методом могут исследоваться отдельные случаи и опасные ситуации, в которых создавалась угроза травмирования. Для разбора и исследования причин несчастных случаев приме няют способ, основанный на построении графа причинно-следственных связей. С помощью графа наглядно отображают взаимодействие неблагоприятных факторов, вызвавших опасную ситуацию, дают оценку этим факторам и действиям отдельных исполнителей.

Из всего разнообразия причин несчастных случаев, происходящих на ж.-д. транспорте и в транспортном строительстве, можно выделить три основные группы: организационные, технические, санитарно-технические. К организационным причинам относятся недостатки в обучении работающих безопасным методам труда и в инструктаже, нарушение режима труда и отдыха; привлечение к работе лиц не по специальности; отсутствие предупредительных надписей, надзора за производством работ, средств индивидуальной защиты. Технические причины включают конструктивные недостатки оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных и энергетических систем, нарушение габарита приближения строения или неисправность оградительных устройств, несовершенство средств индивидуальной защиты и т. п. К санитарно-техниче ским причинам относятся неблагоприятные метеорологические условия, нерациональное освещение рабочих мест, стесненность производственных помещений, шум на рабочих местах, уровень которого превышает допустимые нормы, загрязненность и загазованность воздушной среды, вредные излучения и т. д.