На основании анализа производственного травматизма и выявленных причин несчастных случаев разрабатываются меры по предупреждению травматизма на производстве (технические, организационные, санитарно-гигиенические, правовые и экономические). Эти меры осуществляются как в период проектирования, так и в период строительства и эксплуатации объектов ж.-д. транспорта.

Лит.: Шевандин М. А. Основы прогнозирования и обеспечения безопасности железнодорожников, связанных с движением поездов. М.: МТИИТ, 1980; Охрана труда на железнодорожном транспорте/Под ред Ю. Г. Си-барова. М.: Транспорт, 1981; Улучшение условий труда на железнодорожном транспорте/Под ред. Г. В. Бутакова. М.: Транспорт, 1982; Косарев Б. И., Зельвян-ский Я. А., Сибаров Ю. Г. Электробезопасность в системе электроснабжения железных дорог. М.: Транспорт, 1983. М. А Шевандин.

21. ЭКОЛОГИЯ

Экология - наука, изучающая взаимоотношения сообществ растительных и животных организмов между собой и окружающей средой. В условиях научно-технического прогресса, создания и усложнения природно-технических систем, в том числе системы «природная среда - ж.-д. транспорт», понятие экологии значительно расширилось. Экология ж.-д. транспорта является частью прикладной, промышленно-транспортной экологии, имеет комплексный научно-прикладной характер и охватывает вопросы воздействия объектов ж.-д. транс порта на природу, охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности объектов ж.-д. транспорта.

Деятельность в области экологии является одной из важнейших составляющих работы ж.-д. транспорта, так как в условиях возрастающих требований к экологической безопасности его объектов от своевременного решения проблем охраны окружающей среды и сбережения природных ресурсов зависит устойчивая производственная и экономическая эффективность предприятий отрасли.