Объекты ж.-д. транспорта потребляют большое количество разнообразного топлива (уголь, газ, дизельное топливо, бензин и т. п.) для обеспечения работы подвижного состава, выполнения технологических процессов на производстве, отопления как производственных, так и непроизводственных зданий (в том числе жилых). Расход топлива подвижным составом зависит от типа используемых энергетических установок, их мощности, режимов работы, технического состояния.

Любой объект ж.-д. транспорта в процессе функционирования потребляет воздух (например, для вентиляции помещений, при сгорании топлива, в производственных процессах) и воду (для питьевых, хозяйственно-бытовых и производственных нужд). Общее потребление воды ж.-д. транспортом России составляет ок. 300 млн. м3в год. Нормы расхода воды на основные и вспомогательные производственные процессы предприятий ж.-д. транспорта разработаны ВНИИЖТ. Например, для наружной обмывки электровоза установлена норма водопотребления 2-3 м3, пассажирского вагона - 1-2 м3, грузового вагона -0,7-2 м3, тепловоза - 6-15 м3, для пропитки 1000 м шпал - 90 м3; очистки, ремонта, сварки 1 км рельсов - 10 м3. Объекты ж.-д. транспорта обеспечиваются водой централизованно от городских и специализированных водопроводов, а также из водоемов, одиночных скважин и колодцев. Большая часть воды (до 80%) после использования в производственных процессах отводится в виде промышленных и хозяйственно-бытовых стоков.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Под охраной окружающей среды понимается система мер, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и восстановление живой (растительный и животный мир) и неживой (вода, почва, воздух, климат и т.п.) природы, предупреждение прямого и косвенного негативного влияния хозяйственной деятельности человека на его здоровье и окружающую среду.