Режимная (длительная) информация представляет собой результаты непрерывных наблюдений за загрязнением атмосферы, воды, почвы с целью определения изменения уровня загрязнений во времени и пространстве, комплексной оценки состояния природной среды и нанесенного ей ущерба, эффективности природоохранных мероприятий.

Экологическая экспертиза - подразумевает ряд организационно-правовых, нормативных и методических приемов и действий, позволяющих всесторонне изучить и объективно рассмотреть предлагаемые к реализации проектные решения. Главной целью экологической экспертизы в ж.-д. отрасли является сохранение нормального функционирования техноэкосистемы «природная среда - железная дорога», сохранение качества природной среды и предотвращение ухудшения условий жизни человека. Объектами экологической экспертизы являются: проекты развития ж.-д. транспортной сети, отдельных ее участков и обустройств, необходимых для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок; проекты строительства, реконструкции предприятий ж.-д. транспорта; материалы и обосновывающие расчеты порядка и лимитов изъятия какого-либо природного ресурса; новые виды технологических процессов, сырья и продукции.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основным правовым документом, регулирующим отношения в сфере экологии, является закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (19.12.1991 г.). Действие закона направлено на правовое регулирование в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, устранение вредных последствий хозяйственной или иной деятельности человека.

Закон Российской Федерации «О федеральном железнодорожном транспорте» (20.06. 1995 г.) содержит ряд положений, направленных на предупреждение загрязнения природной среды при эксплуатации ж.-д. транспорта. Особое значение придается предупреждению загрязнения окружающей среды при перевозке опасных грузов. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в определенных условиях в процессе транспортирования, при погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств и объектов ж.-д. транспорта, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей и животных, нанести вред окружающей природной среде. Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых по ж. д., отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки, выгрузки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов. Железные дороги обязаны обеспечивать безопасность транспортирования этих грузов, принимать участие в ликвидации последствий аварий при их возникновении. Особо подчеркивается, что земли, отведенные ж.д., должны соответствовать экологическим требованиям, санитарным и иным нормам. Закон требует от предприятий ж.-д. транспорта обеспечения не только безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда и перевозки грузов, но и охраны окружающей природной среды. Подвижной состав, контейнеры, элементы верхнего строения путей и другие технические средства ж.-д. транспорта, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям экологической безопасности. Предприятия и учреждения ж.-д. транспорта обязаны принимать незамедлительные меры по устранению последствий крушений, аварий. К этим последствиям относится и загрязнение природной среды, вызванное разливами нефти, токсичных, ядовитых и т. п. веществ в результате аварий. Для устранения последствий аварий предприятия и учреждения ж.-д. транспорта должны иметь запас материальных и технических средств. Предприятия ж.-д. транспорта несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание отведенных им земель.