С целью создания на основе опытных образцов новых технических средств, проведения испытаний и организации их серийного производства, апробирования рекомендаций ученых в развитии отраслей, разработки необходимой технической документации, осуществления модернизации и других работ были организованы отраслевые проектно-конструкторские бюро (все в Москве):

• Проектно-технологическо-конструкторское бюро по пути и путевым машинам, ПТКБ ЦП (1932 г.);

• Проектно-конструкторско-технологическое бюро по локомотивам, ВКТБ по локомотивам (1948 г.);

• Проектно-конструкторско-технологическое бюро по вагонам, ПКТБ по вагонам (1948 г.);

• Проектно-конструкторское бюро Департамента локомотивного хозяйства, ПКБ ЦТ (1949 г.);

• Проектно-конструкторское бюро Департамента вагонного хозяйства, ПКБ ЦВ (1950 г.);

• Проектно-конструкторское бюро Департамента электрификации и электроснабжения, ПКБ ЦЭ (1953 г.);

• Центральное конструкторское бюро тяжелых путевых машин, ЦКБ путьмаш (1972 г.);

• Проектно-конструкторское бюро Департамента пассажирских сообщений, ПКБ ЦЛ (1993 г.).

В период с 1929 по 1976 гг. в СССР создано 13 высших учебных заведений ж.-д. транспорта. Наряду с подготовкой инженеров путей сообщения в них ведется большая научная работа. С этой целью в вузах были организованы научно-исследовательские подразделения (лаборатории, секторы и т.п.), в которые привлекали ученых институтов для проведения исследований по заказам МПС и железных дорог; наиболее крупные из институтов следующие.

Научно-исследовательский институт транспортных технологий Московского государственного университета путей сообщения (НИИТТ МГУПС). Важнейшие направления исследований: пассажирский подвижной состав нового поколения, технические средства для организации движения со скоростью до 200 км/ч, энерго- и ресурсосберегающие технологии, информатизация, экология ж.-д. транспорта.