ДОНЕЦКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - пролегает по территории юго-восточной части Украины, по Донецкой, Луганской, частично

Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областям. Управление дороги в Донецке. В состав дороги входят пять Дирекций по железнодорожным перевозкам: Ясиноват-ская, Краснолиманская, Попаснянская, Луганская, Дебальцевская. Дорога граничит с рядом ж. д. Украины: Южной (по ст. Сватово, Букино, Лозовая, Старобельск); Приднепровской (ст. Чаплино, Камыш-Заря); России (ст. Квашино, Красная Могила, Изварино, Ольховая, Лантратовка).

Эксплуатационная длина дороги (01.01. 2000 г.) 2927,6 км (13% общей длины ж.-д. сети Украины). Дорога связывает в единый транспортный конвейер Донбасс с Приднепровьем, центральные районы Российской Федерации и Украины с Поволжьем и Кавказом. На юге Донецкая железная дорога имеет выход к Азовскому морю через Мариупольский торговый порт. На долю перевозок по дороге приходится 47% погрузки и 36% выгрузки от общего объема грузовой работы ж.д. Украины. В пределах дороги расположены 100 углепогрузочных станций и крупнейшие на Украине сортировочные станции, на которых формируются угольные маршруты и другие ж.-д. составы: Ясиноватая, Дебальцево, Красноар-мейск, Попасная, Красный Лиман, Волноваха.

Старейший участок дороги введен в эксплуатацию 5 янв. 1870 г. в составе Курско-Харьковско-Азовской железной дороги: линия Лозовая-Славянск, Славянск-Харцызск, Харцызск-Таганрог общей протяженностью 332 км. В 1872 г. была сооружена Констан-тиновская железная дорога протяженностью 90 км, были построены станции Петровская (Кривой Торец), Железная (Фенольная), Ясиноватая, Юзово (Донецк), Рудничная (Рутченково), Еленовка. В 1878 г. была построена Донецкая каменноугольная железная дорога общей протяженностью 413 км, в т.ч. линии: Дебальцево-Зарево, Дебальцево-Ни-китовка, Дебальцево-Попасная, Попасная-Краматорская, Дебальцево-Луганск. В 1879 г. вошли в эксплуатацию участки: Попасная-Луганск, Хацапетовка (Углегорск )-Кринич-ная-Ясиноватая; в 1872-1882 гг. Мариуполь-Доля-Ясиноватая; в 1884 г. Чаплино-Красноармейск-Ясиноватая; в 1911 г. Красный Лиман-Родаково, Красный Лиман-Сла-вянск, Красный Лиман-Краматорская. Новое ж.-д. строительство в районах Донбасса осуществлялось в 1921 г. на линии Луганск-Лу-тугино, в 1935 - Красноармейское-Добро-полье, в 1940 Старобельск (от Валуек)-Кон-драшевская и в 1941 г.- Кондрашевская-Должанская. Железная дорога в Донбассе является основным видом транспорта, по густоте