В нач. 20 в. получили распространение неавтономные локомотивы - электровозы, которые, как и другие виды контактного элек трического транспорта (трамвай, троллейбус), требуют непрерывного подвода электроэнергии через скользящий контакт между токоприемником локомотива и токоподводящей контактной электрической сетью. Создание электровозов и электропоездов способствовало электрификации многих ж.-д. линий. Исключение представляют аккумуляторные электровозы, имеющие электрохимические источники электроэнергии (аккумуляторы), периодически подзаряжаемые в стационарных условиях. Такие электровозы используют гл. обр. во внутризаводском промышленном ж.-д. транспорте.

Историческая справка. История ж.-д. транспорта непосредственно связана с созданием и совершенствованием конструкций локомотивов. Первый опыт, хотя и не вполне удачный, создания паровоза относится к 1803-1804 гг., когда англ. изобретатель Ричард Тревитик (Richard Trevithick) построил машину, способную везти по рельсовому пути состав вагонеток. В первой четверти 19 в. разными изобретателями был построен ряд различных по устройству единичных паровозов, также во многом несовершенных. Прогресс в области локомотивной техники связан с работами англ. изобретателя Джорджа Стефенсона, начиная с 1814 г. строившего паровозы и совершенствовавшего их конструкцию. Наиболее известными стали «Ракета» (Rocket, 1829 г.) и «Планета» (1830 г.), которые имели все основные элементы конструкции, сохранившиеся в паровозах 20 в.

В России первый паровоз был построен в 1834 г. на Выйском заводе Демидовых в Нижнем Тагиле механиком М. Е. Черепановым и его отцом Е. А. Черепановым.

Результаты работы многих специалистов, практиков, инженеров и изобретателей сделали паровоз настолько совершенный (на уровне своего времени) тяговым средством, что он окончательно утвердил свои преимущества перед конно-рельсовой тягой и стал основой для создания и развития ж.-д. транспорта и массового строительства железных дорог во всем мире. Во второй половине 19 в. конструкция паровоза, принципиально не меняясь, непрерывно совершенствовалась в направлениях повышения мощности, силы тяги, скорости движения и экономичности. К кон.